Увеличение мощности землеройных машин экономически оправданно, так как несложные расчеты показывают, что одна мощная машина выработает грунт с большей эффективностью, чем несколько маломощных. Эти расчеты будоражили душу инженеров совсем недавнего прошлого, заставляя их строить землеройные машины гиганты. Ярким примером этого служит самый большой бульдозер в мире, который так и не пошел в серийное производство. Это машина итальянской фирмы АССО.
Самый большой бульдозер АССО был выпущен в конце 80-х годов. Полный вес машины 183 тонны. Совокупная номинальная мощность двух дизельных двигателей — 1350 л.с. Рабочие органы — классический бульдозерный отвал и однозубый рыхлитель. Полная длина бульдозера — 12 метров. Размеры отвала 7 х 2 метра.
Силовая установка бульдозера АССО — два дизельных двигателя с прямым впрыском компании Caterpillar. Мощность каждого мотора — 675 л.с. сейчас уже не кажется такой фантастической. Например, новейшая версия шестиколесного гельденвагена как раз имеет двигатель аналогичной мощности. Однако в конце 80-х годов это выглядело куда более впечатляюще. Примечательно, что все управление бульдозером осуществлялось через исполнительные электрические приводы. В кабине располагалось шесть рычагов и приборная панель с 11 циферблатами приборов.
Бульдозер АССО был сделан по заказу полковника Каддафи для целей ускоренного жилищного строительства. Совместно с самым большим бульдозером, АССО изготовила самый большой в мире автогрейдер. Обе уникальные машины так и небыли доставлены в Ливию. Они даже не покинули территорию завода, на котором осуществлялась их сборка. Причина кроется в ухудшении торговых отношении Ливии. ООН выставила соответствующие ограничения, которые и определили дальнейшую судьбу бульдозера. В настоящее время и бульдозер и грейдер уже разобраны. Об этом свидетельствовали сообщения в специализированных по спецтехнике журналах. Имеется соответствующее видео на youtube. В серийное производство эти уникальные машины так и не пошли по причине экономической нерентабельности. Однако потребность в мощных бульдозерах существует.
В настоящее время самым большим бульдозером является KOMATSU D575A.
Он совсем немного уступает своему уникальному собрату, изготовленному в единственном
экземпляре. Полный вес машины (а сила тяги, как известно, зависит не только от двигателя,
но и от веса) составляет 153 тонны вместо 183 у а АССО. Полная длина — почти
такая же 11,75 м против 12. Стоит отметить, что заднего рыхлителя,
который значительно увеличивает габаритную длину у KOMATSU D575A-3SD нет.
Габариты отвала у KOMATSU D575A-3SD даже больше чем у уникального
АССО: 7,3 х 3,6 метров. За один проход бульдозер может переместить около 70 кубометров
породы. Для песка и рыхлых горных пород можно установить и более крупный отвал - 11
х 5 метров. Максимальное заглубление отвалов обоих типов —
0,9 м.
Силовая установка KOMATSU D575A-3SD — один 1150-сильный дизельный двигатель с V-образным блоком цилиндров 6 х 2. Мотор оснащен мощным газотурбинным компрессором с приводом от выхлопной системы для тубронаддува. Данное решение выгоднее и надежнее двух 670-сильных дизелей. Топливная система — с прямым впрыском топлива. Данное решение хорошо себя зарекомендовало в мощных корабельных дизелях.
Самый большой бульдозер имеет гусеницы без средней звездочки, что тоже сделано для общей оптимизации конструкции. Все системы управление оснащены исполнительными механизмами с электроприводом. Кабина бульдозера — герметичная, изолированная от всех подвижных и вибрирующих частей.
Открытые источники не приводят точных данных о тяговом усилии бульдозера и скоростных характеристиках. По многочисленным видеосюжетам видно, что он вполне развивает скорость около 4 км/ч при перемещении породы. По характеристикам проходимости бульдозер многократно превосходит танки, за счет того, что высота гусениц превышает 2 метра.
Самый большой бульдозер в настоящее время активно используется в добывающих отраслях и в строительстве в Австралии и в США. Первая модель была представлена в 1991 году, но серийное производство началось только спустя 10 лет уже в начале 2000 годов. Выпуск их продолжается и сегодня. В новых моделях общая компоновка остается прежней. Обновления касаются только электронной части управления.