Осуществляя автослесарные работы, необходимо знать нормы и правила, при которых производится разборка и сборка механизмов. Если четко придерживаться установленных положений по работе с двигателями, можно избежать массы неприятностей, которые возникают впоследствии неправильной разборки/сборки силовых агрегатов. В особенности, это относится к таким двигателям, как Д-160, Т-170 и другим модификациям. Что касается работ по сборке двигателя, то они имеют свои специфические нюансы, без знания которых к технике не стоит и приближаться.
Первое, самое главное правило - это установка двигателя в такое положение, в котором будут доступны все необходимые детали (болты, крепления и т.п.), что позволит отрегулировать весь механизм без особых сложностей.
В процессе любой сборки все этапы дополняют друг друга: если хоть что-то выполнить неправильно, это обязательно отразится на конечном результате. Не стоит пренебрегать и завершающим этапом сборки. А именно: устанавливая любую деталь, необходимо осмотреть ее на наличие повреждений, загрязнений и любых мелких дефектов. Эта процедура должна дойти до автоматизма, ведь установив плохо вымытую или неисправную деталь, можно спровоцировать поломку остальных элементов силового агрегата. Соблюдение этого условия предполагает наличие двух ванночек с дизельным топливом: для первичной промывки и конечной. Это освободит автослесаря от лишней работы.
Одним из самых ответственных моментов является установка лобовой крышки двигателя. И здесь наличие качественной прокладки далеко не единственное условие реализации грамотной сборки. Как это часто бывает, при протяжке болтов, после установки крышки и прокладки, неправильное затягивание приводит к деформации прокладки, что впоследствии может вызвать течь. Чтобы этого избежать, болты лобовой крышки следует затягивать динамометрическим ключом. Плавно, без резких движений.
Также, при установке лобовой крышки двигателя Д-160 необходимо проверить наличие маслоотражательной шайбы, осмотрев ее на наличие дефектов и загрязнений. Не менее важную роль играет и сальник уплотнения носка коленчатого вала, который тоже подлежит тщательному осмотру. Крышку перед установкой также необходимо промыть в дизельном топливе.
Учитывая всю важность грамотной установки лобовой крышки двигателя Д-160, следует рассмотреть весь перечень работ:
1. Первым делом необходима замена старой прокладки. Осуществляя комплексный ремонт всего двигателя, целесообразно приобрести полный комплект прокладок. Даже если автослесаря устраивает внешний вид прокладок, установка старых прокладок недопустима.
2. При установке, как и при разборке, лобовую крышку нельзя демонтировать сильными и резкими движениями. Все работы с данной деталью осуществляются очень плавно, но уверенно. Больше всего подойдут алюминиевые и медные инструменты. Любая заусеница, образовавшаяся на крышке, может спровоцировать течь в процессе эксплуатации.
3. Шестерни привода гидронасоса НШ-32УЛ необходимо устанавливать с повышенной осторожностью. Применяя неспешные движения, напоминающие люфтовые колебания, следует соединить их с элементом гидронасоса.
4. Корпус подшипника проверяется на наличие повреждений. Обычно эти запчасти имеют приличный срок службы.
5. Шарикоподшипники, которые находятся рядом с шестернями гидронасоса, необходимо также проверить на наличие неисправностей. Любые подшипники не должны иметь нехарактерные хрусты и резкие заторможенности при проверке: ход должен быть плавный и мягкий. Непременное условие - наличие смазки.
В принципе, сам процесс установки лобовой крышки двигателя Д-160 не имеет особых отличий от аналогичных действий в отношении двигателей Т-170 и Т-130М. Но таким элементам, как сальник уплотнения носка коленчатого вала, маслоотражательная шайба, корпус подшипника, шарикоподшипники и шестерни привода гидронасоса, необходимо уделить особенное внимание.